Предложения РТД по изменению проекта федерального закона "О биомедицинских клеточных технологиях"

Российское Трансгуманистическое Движение, рассмотрев законопроект «О биомедицинских клеточных технологиях», принятие которого должно преследовать цель усовершенствовать правоотношения в сфере биомедицинских клеточных технологий и способствовать усилению защиты прав пациентов, повыcить ответственность организаций, применяющих биомедицинские технологии, а также способствовать развитию биомедицинских клеточных технологий в Российской Федерации, сообщает о наличии в нем существенных недостатков, противоречащих заявленным целям, а также о возможном прямом негативном влиянии законопроекта на дальнейшее развитие биотехнологий в Российской Федерации. Кроме того, предложенный в законопроекте вариант механизма государственного регулирования в сфере биомедицинских клеточных технологии несет в себе опасности коррупционных правонарушений, нарушает естественное право человека на жизнь и другие принципы и статьи Конституции РФ.

1. В статье 1 законопроекта («Предмет регулирования») предполагается государственное регулирование отношений, возникающих в связи:

– с разработкой, доклиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией биомедицинских клеточных технологий;

– с клиническими исследованиями, экспертизой, производством, хранением, утилизацией, применением, мониторингом применения, ввозом на территорию Российской Федерации, вывозом с территории Российской Федерации клеточных продуктов.

Необходимость прямого государственного контроля данной сферы общественных отношений не является очевидным фактом. Сам предмет законопроекта не вызывает недоумений и разногласий, однако, способы и пределы государственного регулирования, вытекающие из предложенного законопроекта определенно должным образом не согласованы с обозначенным в статье 1 законопроекта предметом.

Необходимо заметить, что вместо прямого государственного контроля над деятельностью в сфере биомедицинских клеточных технологий представляется целесообразным сформулировать в законопроекте разумные основы государственного регулирования клеточных технологий, а специальные (применительно к рассматриваемой сфере) функции контроля возложить законом на профессиональные саморегулируемые организации в сфере биомедицинских клеточных технологий, учрежденные в форме некоммерческих организаций. Саморегулируемые организации, в частности, совместно должны будут сформулировать и согласовать с Минздравсоцразвитием и утвердить стандарты и иные правила и принципы профессиональной деятельности, вопросы страхования и обеспечения защиты здоровья и иных законных прав и интересов граждан, пределы коммерческого использования результатов исследований в сфере клеточных технологий, кодекс профессиональной этики, правила ведения реестра клеточных технологий, отдельные вопросы защиты авторских и иных интеллектуальных прав разработчиков, и т. д.

 

2. В пункте 1 статьи 3 дано неоправданно запутанное определение биомедицинских клеточных технологий – ключевого, исходного понятия рассматриваемого законопроекта:

«Биомедицинская клеточная технология – процесс получения клеточного продукта для восстановления структур и функций тканей и органов или путем активации собственных восстановительных процессов организма человека, для создания тканей и органов биоинженерными методами (тканевая инженерия) с последующим их применением в медицинской деятельности, а также для адресной доставки лекарственных средств в организме человека».

В этой связи, считаем необходимым провести широкую научную дискуссию для выработки четкого, самодостоточного определения понятия «биомедицинская клеточная технология».

Также целесообразно ввести в законопроект новые понятия, напрямую касающиеся биомедицинских клеточных технологий, конкретизирующих и упорядочивающих данные правоотношения.

Предлагаем дополнить статью 3 пунктами 16,17,18,19,20,21,22 следующего содержания:

 

«16) клонирование – технология соматического ядерного переноса (somatic nuclear transfer, SNT), т. е. перенос ядра соматической клетки с ДНК в донорскую яйцеклетку и образование тем самым клетки с диплоидным набором хромосом;

17) терапевтическое клонирование – метод получения аутологичных («родных») эмбриональных стволовых клеток с помощью технологии соматического ядерного переноса;

18) анатальное клонирование - клонирование, результатом которого не является получение способного к развитию в вынашиваемый плод эмбриона;

19) репродуктивное клонирование – выращивание клонированной клетки через все этапы эмбриогенеза и рождение человека;

20) эмбрион – стадия развития организма, начиная со стадии зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;

21) плод – зародыш человека на поздних стадиях эмбриогенеза (обычно после 8 недели развития);

22) бластоциста – стадия развития зародыша (в том числе человека), на которой зародыш состоит из нескольких десятков или сотен клеток – недифференцированных или слабо дифференцированных;

 

3. В пункте 8 статьи 4 законопроекта одним из принципов в сфере регулирования биомедицинских клеточных технологий, то есть, говоря юридическим языком, одним из фундаментальных правовых устоев, вводится запрет на использование биомедицинских клеточных технологий в целях клонирования человека.

Во-первых, необходимо отметить, что понятием «клонирование» (клонирование человека) обозначают несколько методов, очень отличающихся друг от друга, с различными целями. Можно выделить четыре категории, которые необходимо различать:

Первая категория – клонирование как технология соматического ядерного переноса, т. е. перенос ядра соматической клетки с ДНК в донорскую яйцеклетку и образование тем самым клетки с диплоидным набором хромосом;

Вторая категория – терапевтическое клонирование – метод получения аутологичных («родных») эмбриональных стволовых клеток с помощью соматического ядерного переноса;

Третья категория – анатальное клонирование с целью получения зиготы и дальнейшего выращивания эмбриона до определенной стадии, например, в научных целях;

Четвертая категория – репродуктивное клонирование – выращивание клонированной клетки через все этапы эмбриогенеза и рождение человека.

Во-вторых, данный принцип вступает в прямое противоречие с действующим законодательством. Федеральный закон от 20.05.2002 года № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» (в редакции Федерального закона от 29.03.2010 г. № 30-ФЗ) ввел временный запрет на клонирование человека до дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок использования технологий клонирования организмов в целях клонирования человека. Таким образом, законом «О временном запрете на клонирование человека» заложен правовой механизм, позволяющий в будущем, при достаточных научных основаниях, установить правовой режим клонирования человека. Такого рода биомедицинские технологии клонирования человека находятся в стадии становления, но уже сейчас очевидно, что биомедицинские клеточные технологии являются необходимым элементом такого рода технологий.

Необходимо сказать, что споры об этичности касаются обычно лишь четвертой категории клонирования, и на эту категорию уже введен мораторий. Запрет на применение биомедицинских технологий применительно ко всем четырем категориям клонирования неприемлем, он налагается на совершенно разные подходы в клонировании и не обоснован ни в научном, ни в юридическом плане, поскольку репродуктивное клонирование человека уже запрещено законом “О временном запрете на клонирование человека“. Правительство РФ, как инициатор данного федерального закона и последующего продления запрета предложило бессрочный мораторий именно для того, чтобы разобраться до конца с данной технологией и оценить перспективы и риски ее применения, в том числе - учитывая и этические стороны репродуктивного клонирования человека. В федеральном законе инициированным Правительством РФ как раз делается акцент на принципиальной разнице вышеуказанных категорий, и используется разумный подход к использованию запретительных норм.

Запрет на использование биомедицинских клеточных технологий в целях клонирования человека в данном законопроекте приведет к излишнему усложнению системы законодательства, появлению очевидных коллизионных норм в действующем законодательстве, и, несомненно, нарушит взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство системы законодательства РФ, мешая тем самым оптимизации процесса правового упорядочения рассматриваемых общественных отношений.

Также напоминаем, что Российская Федерация не присоединялась к «Дополнительному Протоколу к Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины, касающемуся запрещения клонирования человеческих существ» от 12 января 1998 г. и не несет никаких обязательств по непременному запрету клонирования человека. Более того, такие страны как Бельгия, Швеция, США и другие, запретившие у себя репродуктивное клонирование человека, разрешают работать с эмбриональными стволовыми клетками, четко разделяя эти направления. Австралия в 2006 году после голосования в парламенте сняла запрет на клонирование человеческого эмбриона, а в 2008 выдала первую лицензию на право создавать клонированные эмбрионы человека для получения эмбриональных стволовых клеток .

Российская Федерация вместе с Бельгией, Великобританией, Японией, Южной Кореей, на заседании по разработке  Декларации ООН о клонировании человека, принятой резолюцией 59/280 Генеральной Ассамблеи от 8 марта 2005 г., и содержащей призыв к государствам-членам запретить все формы клонирования людей в такой мере, в какой они несовместимы с человеческим достоинством и защитой человеческой жизни, открыто выражала свою позицию, выступая за присутствие в этом документе призыва о запрете только на репродуктивное клонирование человека, оставив вопрос о терапевтическом клонировании на усмотрение самих стран .

Заметим также, что результаты исследований в области клонирования человека однозначно дадут позитивные результаты, в перспективе существенно сократят расходы на здравоохранение и будут способствовать решению задач, стоящих перед Министерством здравоохранения и социального развития. Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.06.2008 №423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства", Минздравоцразвития выполняет функции по «оказанию медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной, включая трансплантацию органов и тканей человека), разработку и реализацию современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи». Запрет на применение биомедицинских клеточных технологий для клонирования человека полностью противоречит этой функции Минздравоцразвития и, как следствие, будет препятствовать разработкам и внедрению современных медицинских технологий, чем нанесет вред здоровью населения Российской Федерации и ухудшит демографическую обстановку, что все вместе, безусловно, приведет к тяжелым социальным последствиям.

Запрет на использование биомедицинских клеточных технологий для клонирования человека, не разделяя важные понятия научной медицины о технологиях клонирования, угрожает заморозить все научные разработки в этой невероятно перспективной для человечества в целом и отдельно для нашей страны области. Сам по себе такой запрет противоречит инновационному направлению развития страны, заданному Президентом РФ в ежегодном послании Федеральному собранию РФ в 2009 году . Согласно прогнозам ведущих аналитиков по развитию науки именно развитие подобного рода биотехнологий в сочетании с цифровыми и нанотехнологиями станет основой инновационного научного и экономического развития в ближайшие десятилетия. Именно работы в области клонирования могут принести нашей стране научное признание и успех, сделав ее лидером в исследованиях по репродуктивному и терапевтическому клонированию в масштабах всего мира. Запрет на клонирование человека по всем четырем вышеуказанным направлениям способен существенно ослабить конкурентоспособность России как глобальной экономической и научной державы.

В связи с потенциальным негативным влиянием последствий полного запрета на применение биомедицинских клеточных технологий для целей клонирования человека, для населения Российской Федерации предлагаем исключить пункт 8 статьи 4 из текста законопроекта.

 

4. В пункте 9 статьи 4 законопроекта запрещаются коммерческие сделки с клетками человека: «клетки, получаемые от пациента (донора), не могут являться предметами купли-продажи или других коммерческих сделок».

Данная норма противоречит части 1 статьи 34 Конституции РФ о свободе предпринимательской деятельности, ущемляет права и свободы человека и гражданина, нарушает естественное право человека на жизнь и согласно части 3 ст.55 Конституции РФ не является причиной, согласно которой права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. В части 3 статьи 55 Конституции РФ говорится «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Продажа клеток не является безнравственной, если именно это имеется в виду, и даже наоборот, донорство является проявлением доброй воли человека и высоконравственным поступком, даже если за него предлагается вознаграждение.

Никакие дополнительные нормы, кроме разрешений врачей и медицинского освидетельствования тут не нужны. В них просто нет необходимости. Если речь идет о дополнительной предосторожности от продажи органов и тканей, то они  принципиально отличаются от клеток, и запрет на них уже введен в Федеральном законе от 22 декабря 1992 года № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

В связи с вышеизложенным, предлагаем исключить пункт 9 статьи 4 из текста законопроекта

 

5. В части 2 статьи 6 не совсем корректно указаны источники охраны прав разработчиков биомедицинских клеточных технологий – «Права разработчиков биомедицинских клеточных технологий охраняются гражданским законодательством». Если авторы законопроекта подразумевали здесь вопросы, связанные с патентованием, то это стоило бы более прямо и недвусмысленно прописать.

Поскольку права разработчиков защищаются также уголовным и административным законодательством, для исключения возможности неправильного толкования данной нормы предлагаем изложить часть 2 статьи 6 в следующей редакции:

«Права разработчиков биомедицинских клеточных технологий охраняются законодательством Российской Федерации»;

 

6. В части 2 статьи 7 введен запрет на использование клеток эмбриона и (или) плода человека для приготовления клеточных линий, предназначенных для разработки биомедицинских клеточных технологий: <<Не допускается для приготовления клеточных линий, входящих в состав клеточных продуктов, взятие клеток эмбриона и (или) плода человека>>..

Использование абортивного клеточного материала, показало высочайшую клиническую эффективность. С этим быстро развивающимся направлением во многом связаны успехи современной терапии злокачественных заболеваний, для всего мирового сообщества стало настоящей сенсацией успешное проведение терапии стволовыми клетками в лечении многих тяжелейших заболеваний. По последним данным с их помощью германским медикам удалось вылечить ВИЧ . Большое количество людей благодаря терапевтическому клонированию, избавились от преследующих их серьезных недугов. Сейчас наиболее актуальные направления исследований – заместительная клеточная терапия при болезнях Альцгеймера и Паркинсона, при многих формах паралича и ранее неизлечимых аутоиммунных заболеваниях, которыми в Российской Федерации страдает от 7 до 11 млн. человек . Как уже говорилось ранее, использование эмбриональных стволовых клеток разрешено в США, Бельгии, Швеции и ряде других прогрессивных стран.

Более того, надо различать различные стадии развития эмбрионов - зигота, морула, бластула, бластоциста, гаструла, нейрула, отличающиеся разными показателями своего формирования. Технологии терапевтического клонирования используют лишь самые ранние стадии развития эмбриона, до гаструлы включительно, когда не произошла даже дифференцировка клеток, и эмбрион представляет лишь скопление идентичных, ничем не отличающихся друг от друга стволовых клеток.

Данная запретительная норма противоречит основополагающим международным принципам и документам в области здравоохранения. В частности, в статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 16 декабря 1966 г., говорится, что «каждый человек имеет право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья». Поскольку уже довольно ясно, что биотехнологии в этой области чрезвычайно перспективны и обеспечат подъем на новый уровень мировой медицины, такой запрет нарушает права человека на собственное здоровье. Также нарушается в очередной раз естественное право человека на жизнь, зафиксированное в базовых международных документах о правах и свободах человека и гражданина, и статье 20 Конституции РФ.

Принцип здравоохранения о единстве науки и практики, лечения и профилактики требует взаимопроникновения и взаимодействия между этими направлениями, а именно от этого зависит успех сегодняшней медицины в лечении серьезных заболеваний, и исключая одну часть, не приходиться говорить о каком-то эффективном лечении людей.

Введение такого запрета противоречит и части 1 статьи 44 Конституции РФ, где «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания». Такой запрет полностью противоречит данной статье, поскольку ограничивает поле научного поиска и нарушает права ученых.

Как отмечалось ранее, запрет использования клеток эмбриона человека приведет к абсолютно противоположным результатам, нежели те, что отнесены к компетенции Минздравсоцразвития, что перечеркнет перспективы России вырваться в лидеры или хотя бы быть в первых рядах в разработке данных технологий, и как следствие, приведет к необоснованной смерти и инвалидности населения, выздоровление которого было бы возможно при реализации данных разработок у нас в стране.

 Сокращение социальных выплат, связанных с инвалидностью и болезнями, а соответственно и уменьшение нагрузки на государственный бюджет, улучшение демографической и социальной обстановки в стране, передовые научные позиции в области биомедицинских клеточных технологий – вот тот минимум, который может принести использование клеток эмбриона и плода человека в биомедицинских клеточных технологиях.

Более того, эмбрион или плод не является человеком и не обладает правоспособностью, о чем прямо сказано в части 2 статьи 17 Конституции РФ, и его использование не считается противозаконным и предрассудительным. Напоминаем также, что не существует на данный момент и запрета на аборты, умерщвление и «утилизацию» плодов человека (недоношенных детей до 500 грамм), «утилизацию лишних» эмбрионов получаемых в результате процедуры ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение), что тоже соответствует действующему законодательству.

Принятие данной статьи в существующей редакции приведет к лишению надежды для многих неизлечимо больных людей и как следствие - к их смерти, инвалидности и другим последствиям, которые противоречат функциям Минздравсоцразвития РФ, и полностью противоречат научно-медицинскому подходу в лечении людей.

Исходя из вышесказанного, предлагаем исключить часть 2 статьи 7 из текста законопроекта.

 

7.Согласно части 1 статьи 7 законопроекта «Для приготовления клеточных линий, входящих в состав клеточных продуктов, используются:

1) клетки на любой стадии дифференцировки, взятые из любых тканей и органов человека, за исключением половых клеток;

2) клетки оболочек плода человека, выделенные из плаценты, вартониева студня пуповины и пуповинной крови человека после нормальных родов».

Заметим, что в данной статье безосновательно запрещается использовать другие источники клеток. Если взять половые клетки, то донорство спермы и яйцеклеток сейчас разрешено, но если будет веден запрет, то использовать их для применения в клеточных технологиях будет нельзя.

Что касается эмбриональных стволовых клеток, то вопрос раскрывался выше, скажем лишь, что в клеточных биомедицинских технологиях могут использоваться любые виды клеток, это не влечет за собой никаких негативных последствий и соответствует действующему законодательству, не являясь злоупотреблением или правонарушением.

В связи с вышеизложенным, предлагаем изложить статью 7 в следующей редакции:

«Статья 7. Источники клеток для изготовления клеточных линий, предназначенных для разработки биомедицинской клеточной технологии

 

1. Источниками клеток для приготовления клеточных линий, предназначенных для разработки биомедицинских клеточных технологий, являются:

1) клетки на любой стадии дифференцировки, взятые из любых тканей и органов человека и других, в том числе генетически модифицированных, организмов;

2) клетки оболочек плода человека, других млекопитающих, выделенные из плаценты, вартониева студня пуповины и пуповинной крови;

3) клетки эмбриона и (или) плода человека, других млекопитающих.

  2. Принципы, порядок и режим получения и использования клеток, указанных в пункте настоящей статьи устанавливается настоящим федеральным законом.

3. Взятие клеток у несовершеннолетних для изготовления клеточных линий, предназначенных для разработки биомедицинских клеточных технологий, допускается только в случаях, когда получаемый с использованием биомедицинской клеточной технологии клеточный продукт предназначен для применения исключительно у самого несовершеннолетнего или у его ближайших родственников (родителей, детей, полнородных и неполнородных братьев и сестер, бабушек и дедушек по прямой восходящей линии), а также усыновителей (удочерителей).

4. Действие пункта 3 настоящей статьи не распространяется на родителей, лишенных по решению суда родительских прав за исключением случаев, когда взятие клеток у их несовершеннолетних детей для изготовления клеточных линий, предназначенных для разработки биомедицинской клеточной технологии, по медицинским показаниям рассматривается как единственный или наиболее оптимальный способ лечения заболевания лишенных родительских прав родителей и осуществляется с согласия опекуна, попечителя, органов опеки и попечительства и с учетом мнения несовершеннолетнего по достижении им десятилетнего возраста».

 

8. Согласно части 2 статьи 17 в составе Совета по биомедицинской этике могут присутствовать представители религиозных организаций.

Согласно статье 14 Конституции РФ «Российская Федерация – светское государство», и наделение правом голоса официальных представителей религиозных объединений при решении вопросов, касающихся государственной политики, и особенно в научно-технической области, медицине и здравоохранении является антиконституционным. Присутствие в комитетах (комиссиях) по этике указанных лиц и навязывание ими своих личных мнений, а тем более участие в принятии решений относительно передовых научных разработок станет нарушением основ конституционного строя, и требует заблаговременной реакции государственной власти по устранению возможности для такого нарушения.

Особенно стоит отметить тот факт, что Совет по биомедицинской этике будет давать заключение о возможности проведения клинических исследований клеточного продукта, и согласно части 4 статьи 19 законопроекта число официальных представителей научных и медицинских организаций в нем не может превышать половину от общего числа членов совета по биомедицинской этике. Однако вопросы, рассматриваемые на таком Совете, будут касаться определенной сферы медицинской науки, в том числе и разработок, которые при их внедрении будут спасать жизни людей. Безусловно, принимать решения и нести за них ответственность в таких случаях должны исключительно уполномоченные специалисты и профессионалы своего дела. Статья в данном виде, как и другие вышеприведенные статьи законопроекта, содержащие запретительные нормы, противоречит и нарушает право человека на жизнь, гарантируемое нашим государством и закрепленное в статье 20 Конституции РФ. Также нарушается и статья 41 Конституции РФ, где зафиксировано право на охрану здоровья.

Из прямого смысла норм законопроекта вытекает особая, гипертрофированная роль Совета по биомедицинской этике – оплата труда этических экспертов осуществляется на основе договора между таким экспертом и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, то есть из средств федерального бюджета (не считая иных предусмотренных законопроектом федеральных бюджетных расходов на Совет); уполномоченный федеральный орган исполнительной власти публикует на своем официальном сайте информацию о Совете и планах его работы; в части 4 статьи 20 предполагается в обязательном порядке уплата государственной пошлины за проведение этической экспертизы заявителем о государственной регистрации биомедицинской клеточной технологии.

В связи с широкими полномочиями Совета по биомедицинской этике и небольшой ответственностью его членов, не являющихся сотрудниками научных или медицинских организаций, возникает серьезная опасность в виде коррупционного барьера для предпринимателей и ученых, занимающихся развитием биомедицинских клеточных технологий.

Большую коррупционную составляющую несет и статья 15 законопроекта, в которой говорится о создании специального экспертного учреждения для проведения биомедицинской экспертизы для выдачи разрешения на проведение клинических исследований клеточных продуктов и (или) по государственной регистрации биомедицинских клеточных технологий.

Создание таких структур противоречит Национальному плану противодействия коррупции на 2010–2011 годы (утверждённому Президентом РФ 31 июля 2008г., № Пр-1568) где Правительству РФ поручено принять меры «по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти и по оптимизации предоставления ими государственных услуг» Также противоречат они и положению об уведомительной системе предпринимательской деятельности и лицензирования, которое также присутствует в данном плане.

Согласно Национальной стратегии противодействия коррупции (утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460) основным принципом стратегии является признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации . Выполняя возложенную на нас данной стратегией функцию, в именно, участвуя как члены гражданского общества в противодействии коррупции, сообщаем, что указанные положения законопроекта противоречат политическому курсу, направленному на борьбу с коррупцией, тем самым угрожая безопасности нашей страны.

В связи с исключительной коррупционной составляющей, нарушением основ Конституционного строя РФ и фундаментального права человека на жизнь предлагаем исключить статьи 15 и 17 из текста законопроекта.

 

9. В статье 40 законопроекта вводится запрет на содержание информации биомедицинских клеточных технологиях и разрешается ее распространение «только в специализированных изданиях, в том числе монографиях, справочниках, научных статьях, в докладах на конгрессах, конференциях, симпозиумах, научных советах, а также в инструкциях по применению биомедицинских клеточных технологиях, предназначенных для медицинских работников».

Данная запретительная норма нарушает часть 4 статьи 29 Конституции РФ, в которой сказано что «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Информация о биомедицинских клеточных технологиях не является государственной тайной, и соответственно, государством гарантировано ее свободное получение.

Также данная статья нарушает часть 5 статьи 29 Конституции РФ, в которой государство гарантирует свободу массовой информации.

В связи с нарушением в данной статье законопроекта зафиксированных в Конституции РФ прав человека и гражданина на свободное получение информации о биомедицинских клеточных технологиях, а также нарушении свободы массовой информации, предлагаем исключить статью 40 из текста законопроекта.

 

В целом, положения законопроекта запаздывают в сравнении с мировыми тенденциями. Если 5-10 лет назад в странах мира вводились ограничения на использования клеточных технологий, то сейчас эта тенденция сменилась на обратную. Неуклонно растет количество государств выделяющих средства на исследования в области именно эмбриональных стволовых клеток.

В такой ситуации принятие законопроекта в текущей редакции будет угрожать конкурентоспособности России как инновационной экономической державы, подорвет планы модернизации российской экономики, поскольку по всем прогнозам именно развитие биотехнологий станет локомотивом инновационного экономического развития мировой экономики в грядущие десятилетия.

Обращаем внимание на несовершенную юридическую технику данного законопроекта, поскольку многие нормы содержат неясности и двусмысленности. В данном виде законопроект нарушает основы Конституционного строя, многократно нарушает права человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ, закрывает перспективы для развития важнейшего научного направления, тем самым поощряя миграцию ученых за рубеж, вместо стимулирования приезда их из-за границы. Законопроект «О биомедицинских клеточных технологиях»закрывает возможности притока иностранного капитала в виде инвестиций в данную область биотехнологий, что неизбежно будет сказываться в худшую сторону на общих экономических показателях Российской Федерации. Отрицательно влияет он и на демографическую обстановку и уровень заболеваний в стране, поощряет смертность и инвалидность, не реализуя возможности по сокращению расходов бюджета на здравоохранение. Также он противоречит политике страны, направленной на модернизацию и инновации, свободу предпринимательства и стимулирование фундаментальных исследований, о чем неоднократно заявлял Президент РФ в своих выступлениях. Кроме того, он содержит и большую коррупционную составляющую – не решая поставленных задач по обеспечению безопасности в данной отрасли, он усложняет процедуры регистрации клеточных технологий и создает взяткоемкие структуры, тем самым угрожая безопасности Российской Федерации.

Считаем, что данный законопроект требует дальнейшей серьезной доработки с учетом вышеизложенных замечаний.

О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О временном запрете на клонирование человека» http://www.duma.gov.ru/faces/lawsearch/gointra.jsp?c=277343-5

Людей клонировать нельзя, а клетки – можно? http://news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/newsid_3955000/3955447.stm

Послание Федеральному Собранию Российской Федерации  http://www.kremlin.ru/news/5978

Stem cell transplant has cured HIV infection in 'Berlin patient', say doctors http://www.aidsmap.com/page/1577949/

Трансплантация стволовых  гемопоэтических клеток  при  аутоиммунных заболеваниях, А.А. Новик

http://www.gemclinic.ru/gem_clinic.pdf

Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы http://news.kremlin.ru/ref_notes/566

Национальная стратегия противодействия коррупции http://news.kremlin.ru/ref_notes/565

 


Рекламные ссылки:


ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Календарь событий
Опыт посещения лекции
Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Яндекс.Метрика