Предложения по изменению законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Российское Трансгуманистическое Движение, рассмотрев проект федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» целью которого является усовершенствование законодательства в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи, сообщает о следующих выявленных недостатках:

 

1. Принцип охраны здоровья (пункт 8 статьи 4) - запрет на клонирование человека.

 

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Проект Федерального закона от «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Основы), подготовлен руководствуясь (как отмечается в пояснительной справке к данному законопроекту) вышеуказанной нормой Конституции при выработке основных принципов охраны здоровья граждан, а сам проект федерального закона в целом «направлен, в первую очередь, на конкретизацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и закрепление гарантий и механизмов их реализации в современных условиях».

Кроме того, законопроект также призван учесть значительные изменения, прошедшие в стране с момента принятия действующих Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года и отражает «инновационный подход к управлению деятельностью в сфере охраны здоровья граждан».

Вместе с тем, в законопроекте вводится такая крайне неоднозначная по социальным последствиям норма как часть 8 статьи 4 законопроекта («Основные принципы охраны здоровья граждан») и статья 12 («Запрет на клонирование человека»), устанавливающие  безоговорочный запрет на клонирование человека, что не согласуется с заявленными разработчиками законопроекта целями «конкретизации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, и закрепление гарантий и механизмов их реализации».

По существу, введение данного положения в действующее законодательство ограничит права и свободы человека в их конституционно-правовом смысле, тогда как в Российской Федерации (ст.18 Конституции) «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием», и (статья 55 Конституции) «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Право на клонирование непосредственно вытекает из смысла статьи 20 Конституции, согласно которой «каждый имеет право на жизнь». Во Всеобщей декларации прав человека это право закреплено в статье 3, в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года в части 1 статьи 6.

Если клон – это организм, генетически идентичный другому, то генетически идентичные организмы и так встречаются в природе и не представляют никакой угрозы. Например, привычные нам двойняшки и тройняшки являются клонами. При рождении трех однояйцевых близнецов двое из них – копии первого организма. Такое природное клонирование происходит примерно в 3% родов. Миллионы ныне живущих людей являются клонами. Ничего противоречащего целям охраны здоровья граждан в этом нет. А безопасное и ответственное применение технологий репродуктивного клонирования может даже быть благом.

Что касается технологий терапевтического клонирования, то за ними будущее медицины. Именно они способны решить наиболее острые проблемы в виде болезней и старения, стоящие сейчас перед нами. Выращивание органов, омоложение организма, увеличение продолжительности жизни, то есть решение многих насущных вопросов, и избавление от большинства существующих болезней могут стать реальностью, благодаря технологиям клонирования человека. Именно поэтому медицинская технология, обещающая столь большие выгоды, в плане именно охраны здоровья для населения нашей страны не может быть запрещена.

Ни с общегражданской точки зрения, ни с нравственной, ни с юридической, в законопроекте не просматривается причинно-следственная связь между «конкретизацией конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь» и «безоговорочным запретом на клонирование». Не даны такие разъяснения и в пояснительной записке к законопроекту. Из лаконичной статьи 12 («Запрет на клонирование человека») не становится ясным и понятным – каким образом подобный запрет способствует реализации конституционного права граждан (ст. 41 Конституции) на охрану здоровья и медицинскую помощь, какие основания послужили причиной включения принципа запрета на клонирование человека в число основных принципов охраны здоровья, на которых должно строиться все дальнейшее российское здравоохранение и, главное, здоровье, а во многих случаях, жизнь и благополучие граждан.

Ввиду полного отсутствия взаимосвязи между понятием охраны здоровья и клонированием человека, предлагаем исключить пункт 4 статьи 8 из текста законопроекта.

 

2. Безоговорочный запрет на клонирование человека.

 

Запрет клонирования в данном законопроекте противоречит действующему Федеральному закону от 20.05.2002 года № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека». Правительство РФ, как инициатор данного Федерального закона и последующего продления запрета предложило бессрочный мораторий именно для того, чтобы разобраться до конца с данной технологией и оценить пользу и опасность ее применения, в том числе учитывая и этические стороны репродуктивного клонирования человека. В федеральном законе инициированным Правительством РФ при введении бессрочного запрета, как раз делается акцент на том, что временный запрет вводится «до вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок использования технологий клонирования организмов с целью клонирования человека», то есть, используется разумный подход к использованию запретительных норм. На данный момент поставленные выше вопросы не решены, и соответствующий закон не разработан.

Также напоминаем, что Российская Федерация не присоединялась к «Дополнительному Протоколу к Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины, касающийся запрещения клонирования человеческих существ» от 12 января 1998 г., и не несет никаких обязательств по непременному запрету клонирования человека. Более того, такие страны как Бельгия, Швеция и другие, ранее. запретившие у себя репродуктивное клонирование человека, разрешают работать с эмбриональными стволовыми клетками, четко разделяя эти направления. Австралия в 2006 году после голосования в парламенте сняла запрет на клонирование человеческого эмбриона, а в 2008 выдала первую лицензию на право создавать клонированные эмбрионы человека для получения эмбриональных стволовых клеток.

Заметим также, что результаты исследований в данной области могут однозначно принести позитивные результаты, существенно сократить расходы на здравоохранение и решить задачи стоящие перед Министерством здравоохранения и социального развития, определенные в Постановлении Правительства РФ от 02.06.2008 г. № 423 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства». Согласно данному документу, Минздравоцразвития выполняет функции по «оказанию медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной, включая трансплантацию органов и тканей человека), разработку и реализацию современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи».

Сам по себе такой запрет противоречит инновационному направлению развития страны, заданному Президентом РФ в ежегодном послании Федеральному собранию РФ в 2009 г. Именно работы в области клонирования могут принести нашей стране научное признание и успех, сделав ее лидером в исследованиях по репродуктивному и терапевтическому клонированию в масштабах всего мира.

В связи с очевидным противоречием данной статьи законопроекта с действующим Федеральным законом от 20.05.2002 года № 54-ФЗ “О временном запрете на клонирование человека“ предлагаем исключить статью 12 из текста законопроекта.

 


Рекламные ссылки:


ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Календарь событий
Опыт посещения лекции
Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Яндекс.Метрика