Чем занимается европейская наука

Есть мнение, что по целому ряду прорывных научных направлений Европа, ещё сохраняющая старую и проверенную классическую систему высшего образования, пока опережает Северную Америку. Так это или нет, читатель может решить сам: о передовых ИТ-проектах США в СМИ рассказывается достаточно регулярно, а в данном обзоре рассматриваются высокотехнологичные исследования общеевропейской сети Future and Emerging Technologies (FET, www.cordis.lu/ist/fet/), организованной Евросоюзом.

Координация этих работ, выявление ключевых, стратегически важных направлений исследований, оценка их важности в социальном и техническом планах, а также междисциплинарная стыковка выполняется в проекте BEYOND-THE-HORIZON (его бюджет — 612 тыс. евро). Учёные Европы делают акцент на выработке передовых компьютерных архитектур, которые будут востребованы через 10—20 лет, дешёвых и одновременно производительных процессорах, масштабируемых, динамически развивающихся сетевых системах, нестандартных способах информационного обмена между людьми, новых моделях гибких ОС и средств оптимизирующей кросскомпиляции, построении компьютерных моделей распознавания образов и звуков, организации качественного взаимодействия роботов с окружающим миром, а также нейрофизиологических ИТ-проектах. Европейские учёные постараются ликвидировать узкие места современных алгоритмических теорий построения сложных систем, подготовить хорошие средства моделирования работы программ и визуализации их поведения. Продолжится развитие средств параллельного анализа объемных данных, эффективного использования сетевых ресурсов, планирования, предсказания и оптимизации деятельности крупных промышленных и транспортных предприятий.

Классические ИТ

В перспективе, полагают европейские эксперты, отдельные, автономные программы производиться не будут, а любой продукт будет представляться только в виде так называемого активного компонента, выполненного в соответствии с требованиями одной из стандартных компонентных моделей. Задачам эффективной композиции компонентов, балансировки нагрузки, построению универсальной метамодели данных, созданию генераторов кода, динамическим проверкам целостности систем и тому подобным темам посвящен проект EASYCOMP (3,7 млн. евро).

В программировании особое внимание будет уделено параллельным системам. Проект POP (2,17 млн. евро) предполагает выработку стандарта на приложения для параллельных систем с общей памятью, поддерживающих технологию OpenMP. Сегодня OpenMP-программы функционируют только на SMP-архитектурах, а POP-технология позволит им исполняться на кластерах и любых распределенных вычислительных системах с общей памятью, а также в многопотоковых процессорах, причем с поддержкой двоичной переносимости. Качество программ повысится за счет встраиваемых в компиляторы новых средств статического анализа исходных текстов (проект SECSAFE, 1,64 млн. евро), ориентированных на повышение надежности и безопасности. А производительность масштабных сетевых решений на уровне UML-моделей обеспечат верификационные решения проекта DEGAS (2,28 млн. евро), при этом проектировщики смогут обходиться минимумом формальных деталей UML, проявляя в работе максимальную гибкость.

На нужды банковского и телекоммуникационного секторов ориентирован проект DART (1,38 млн. евро). Для компаний этого рынка характерны крупные и постепенно улучшаемые системы из множества модулей, доработок, “заплат”, с постоянно меняющейся функциональностью. DART призван предложить новые средства динамической сборки и выборочной перенастройки приложений, автоматической перекомпиляции отдельных модулей, усиленной проверки типов и т. п.
Существует немало сложных промышленных проблем, которые невозможно решить точно, математически, и приходится комбинировать самые разные подходы для поиска подходящего решения. Доступные на рынке системы многокритериальной оптимизации решают задачи не более чем с несколькими десятками переменных, но в производственных проектах востребованы алгоритмы, оперирующие сотнями и тысячами переменных. Для создания подобных систем десять ведущих математических коллективов Европы объединились в проекте ALCOM-FT (2,77 млн. евро). К этому же направлению исследований относится и попытка решать необозримые задачи (NP-hard, сложность которых экспоненциально увеличивается при линейном росте размерности) с помощью constraint programming — технологий логического программирования в ограничениях (проект COCONUT, 1,5 млн. евро). А математическим аспектам информатики и правильному обучению работе с ПО посвящен проект TYPES (647 тыс. евро).

Каким будет Интернет к 2025 г.? Участники проекта EVERGROW (7,45 млн. евро) полагают, что рост Сети продолжится, а за счёт появления новых технологий самовосстановления надежность её повысится. Но так как сложность глобальных сетей также будет увеличиваться, учёные, чтобы точнее понять возможные проблемы, постараются создать модели топологии и трафика Интернета и продолжить автоматизацию различных аспектов работы Сети.

Грядущая Семантическая сеть также привлекает внимание европейцев. Языки описания онтологий и средства создания приложений и интерфейсов, работающих со смыслом документов, будут созданы в рамках WONDERWEB (1,62 млн. евро), а поисковые механизмы и программы-агенты, ориентированные на анализ математических ресурсов и языки MathML, OpenMath, OMDoc, — в проекте MOWGLI (1,22 млн. евро). Что касается классических поисковиков, то новые решения лежат, как полагают европейцы, в сфере пиринговых децентрализованных поисковых систем, призванных объединить миллионы пользователей. На подготовку соответствующих технологий выделено 6,93 млн. евро (проект DELIS).

Не могли остаться без инвестиций работы по совершенствованию СУБД и анализу данных. Хотя признанные коммерческие лидеры на этом рынке — американские компании, Европа, как и в большинстве других проектов, идет путем создания наукоёмких систем, направленных на определенную область применения. Так, проект PANDA (225 тыс. евро) нацелен на создание СУБД на базе шаблонов, которые смогут эффективно обрабатывать большие объемы данных, автоматически учитывая многообразие и сложность хранимой информации. А так называемые индуктивные базы данных (проект CINQ по исследованию фундаментальных принципов эффективно работающих СУБД, 1,83 млн. евро) смогут хранить не “сырые” сведения, а знания — факты, совмещённые с правилами их обработки, что открывает новые возможности для автоматической оптимизации OLAP-задач. Универсальный интерфейс к любым источникам данных, учитывающий возможность влияния человеческого фактора в цикле сбора и обработки информации, — цель проекта INFOMIX (1,66 млн. евро). Системы логического вывода научатся объединять и фильтровать большие объемы сведений, неподвластные современным технологиям оптимизации. Для этого в INFOMIX вводится новая концепция самоструктурирующейся информации. Схожей идее обработки постоянно изменяющихся, динамичных, распределенных и неполных данных в условиях отсутствия единого централизованного сервера посвящен проект DBGLOBE (1,11 млн. евро). В его рамках планируется предложить модели описания и хранения таких данных и средства организации запросов к ним.

За автоматическое распознавание, классификацию, индексацию и поиск мультимедийных сведений (видеоклипов, корпоративной графики наподобие логотипов и т. п.) в больших БД будут отвечать технологии проекта PROFI (1,03 млн. евро). А поддержку ГИС и построение распределенных гетерогенных баз местностей со встроенными режимами проверки корректности и непротиворечивости загружаемых в них данных из различных источников обеспечат наработки проекта REVIGIS (1,93 млн. евро), базирующиеся на алгоритмах нечеткой и других видов многомерной логики, способных взаимодействовать с неполной информацией.

Сложные системы

Более масштабные ИТ-задачи также не ушли от внимания европейцев. Самоорганизующиеся и самовосстанавливающиеся сети, устойчиво и эффективно функционирующие в запутанной и меняющейся обстановке (проект BISON, 1,1 млн. евро), будут базироваться на достижениях искусственного интеллекта и наборах эвристик управления. Они объединят как классические, так и пиринговые и grid-подходы и позволят работать одновременно миллионам пользователей. Модели таких сетей изучаются с точки зрения биологических систем, для чего строятся системы автономных агентов, имитирующие поведение насекомых.

Перспективы роста и развития глобальных сетей изучаются также на базе классических статистических моделей (проект COSIN, 1 млн. евро). Анализ и моделирование сверхбольших сетевых структур, на которые дополнительно влияют социальные и экономические факторы, происходит с привлечением технологий автономных агентов и достижений теории фракталов.

Идеей децентрализованных компьютерных систем — роботов и интеллектуальной бытовой техники, объединенных в локальную сеть, занимаются участники проекта CORTEX (2 млн. евро). Основное внимание при этом уделяется вопросам связи между интеллектуальными компонентами таких систем друг с другом и с внешним миром. С этой целью выполняется моделирование иерархических сетей, вырабатываются оптимальные сетевые протоколы и службы децентрализованного взаимодействия.

Вопросы быстрой разработки мобильных и встраиваемых в бытовую технику и живые организмы ИТ-систем нового поколения изучаются в проекте ASAP (1,1 млн. евро). Его цель — автоматизация процесса создания и выпуск общедоступных версий систем программирования интеллектуальных устройств, способных самостоятельно принимать достаточно ответственные решения и при этом функционировать на аппаратных платформах с относительно небольшой вычислительной мощностью.

ИТ для общества и общения

Теоретические аспекты распространения и использования ИТ, глубинное понимание современного информационного общества и его связь с социальными, политическими и экономическими аспектами развития изучаются в проекте ISCON (1 млн. евро). На первый план выходят задачи поддержки глобальных сетей, и в рамках GLOSS (модульная система взаимодействия любых бытовых устройств, 1,74 млн. евро) создаются масштабируемые middleware-технологии, средства оптимизации иерархических и пиринговых сетей.

Особое значение в FET уделяется средствам успешного взаимодействия людей и машин и повышения качества жизни в высокотехнологичном мире. В эпоху свободного распространения информации и мгновенной связи с любой точкой планеты влияние ИТ на различные аспекты жизни человека, на изменение его поведения на работе и отдыхе быстро увеличивается. Поэтому улучшению условий пребывания в офисе, приведению их в соответствие с домашними посвящён важный социальный проект AMBIENT AGORAS (3,28 млн. евро). Поможет в этом и концепция “исчезающих вычислителей” — незаметных, распределённых, гибких поставщиков вычислительных ресурсов, встраиваемых в стекловолокна, стены домов и одежду (FICOM, 3,55 млн. евро). А оригинальной идеей “распределенной семьи”, когда супруги общаются хоть и постоянно, но в основном виртуально, а также ИТ-средствами укрепления семейного быта, занимается проект INTERLIVING (1,81 млн. евро).
Интеллектуальность цифровых устройств в узких областях деятельности сегодня нередко превосходит человеческие способности, поэтому участники проекта ECAGENTS с солидным даже для FET бюджетом в 7,12 млн. евро проектируют системы, умеющие напрямую контактировать с реальным миром и друг с другом без вмешательства человека. Предполагается, что в недалеком будущем мобильные телефоны, бытовая техника и роботы будут решать множество рутинных задач, не донимая хозяина мелкими уточнениями.

Эффективность взаимодействия человека с цифровым оборудованием, особенно “умным” и достаточно “независимым”, пока оставляет желать лучшего. Поэтому учёные стремятся отыскать новые формы такого общения, приближенные к естественным и общепринятым. Так, подготовкой компьютерной бумаги и гибких цифровых газет и книг заняты участники проекта PAPER++ (1,52 млн. евро). В рамках SOB (734 тыс. евро) идет поиск моделей звуков, которые люди будут воспринимать максимально эффективно, сразу понимая, что от них хочет тот или иной аппарат. Ещё один проект этой научной линейки (HEARING, 1,1 млн. евро) направлен на выработку программ синтеза звука и организации взаимодействия с человеком и роботами акустическими сигналами. Анализу звука и его смысла в процессе общения посвящен проект S2S2 (1,53 млн. евро), а алгоритмам акустического общения и проектированию мультимодальных виртуальных сред и новых компьютерных музыкальных инструментов — проект ALMA (1,43 млн. евро).

Ещё одним видом интерфейса — кинестетическим — занимается проект HAPTEX (1,66 млн. евро). Научить устройства взаимодействию с человеком не только с помощью видео- и звуковой информации, но и на ощупь, нелегко — в тактильных интерфейсах большую роль играет быстрая и точная обратная связь. Поэтому и в данной сфере ведется несколько работ одновременно. Например, специалисты проекта TOUCH-HAPSYS с бюджетом 3,26 млн. евро пытаются создать тактильные дисплеи, экспериментируя со сложными психологическими механизмами взаимодействия человека с окружающим миром и исследуя, каким способом мы обучаемся, строим модели, познаём мир, формируем сложные структуры знания. В качестве прикладных достижений участники TOUCH-HAPSYS намерены создать программно-аппаратные решения, моделирующие деятельность гончаров, когда движениями рук человека перед экраном в компьютере создается трехмерная “глиняная” модель.

Обработка изображений

Проектированию новых архитектур графических процессоров (в том числе аналоговых эквивалентов программируемых логических матриц) и созданию алгоритмов обработки изображения, сжатия и хранения видеоданных и распознавания образов посвящён проект DICTAM (2,11 млн. евро). Процесс анализа сцен и построения формальной модели окружающего мира на базе распределённых и самоадаптирующихся аппаратно-программных решений, основанных на биологических принципах, изучает ECOVISION (2,86 млн. евро). Данная задача решается и с помощью классических способов изучения геометрии и освещенности видимых объектов и анализа взаимного перекрытия элементов сцен. Этим занимается проект VIBES (2,31 млн. евро), в котором для повышения осмысленности изображений разрабатывается режим полного синтеза деталей, которые видны лишь частично. А в перспективе учёные рассчитывают постепенно перейти от покадрового исследования изображений к пониманию смысла видеопотока в целом.

Дополняют эти работы такие проекты, как DSSCV (1,5 млн. евро), где строятся иерархически организованные структуры элементов сцен, и ECG (1,6 млн. евро), где совершенствуются эффективные методы вычислительной геометрии.

Технологии анализа потоковых процессов, которые в перспективе будут расширены на обработку видеоданных, а пока востребованы метеорологами и океанографами, создаются в проекте FLUID (2,32 млн. евро), а новые схемы кодирования видео, в частности, с поддержкой форматов MPEG-7/21 и метаформата SMPTE — в проекте MASCOT (1,72 млн. евро).

Виртуальная реальность

Теория присутствия человека в виртуальном пространстве и изучение мозговой активности в таком режиме деятельности разрабатывается нейрофизиологами проекта PRESENCIA (бюджет — 2,51 млн. евро). Новые трехмерные модели виртуальной реальности (проект BENOGO, 2 млн. евро) создадут полное ощущение присутствия и, кроме того, точно сымитируют реальное поведение человека в компьютерном мире. Задачам повышения качества виртуального бытия, объединения технологий трехмерного звучания, стереозрения и средств передачи ощущений посвящён проект POEMS (1,08 млн. евро).

Алгоритмы планирования движений и маршрутов объектов в трёхмерном виртуальном окружении разрабатываются в проекте MOVIE (1,2 млн. евро). В процессе создания компьютерных фильмов постоянно возникают задачи оптимизации поведения в сложной обстановке множества объектов с большим количеством периферийных частей и необходимостью отслеживания в реальном времени возможных столкновений. Схожие задачи поиска пересечений трёхмерных фигур для CAD-систем решаются и в проекте GAIA II (1,5 млн. евро).

Виртуальное присутствие эксперта в нужном месте обеспечит проект PELOTE (1,17 млн. евро), предлагающий врачам гибридные системы управления для проведения дистанционных обследований и операций.

Подготовкой естественных для человека интерфейсов взаимодействия пользователя и компьютера занимаются участники проекта MAGICSTER (2,55 млн. евро). Компьютерный персонаж учится передавать информацию жестами, выражением лица и положением тела, а также аккуратно синхронизирует звуки синтезированной речи с движениями губ и мимикой.

Искусственный интеллект

В проекте IBROW (1,56 млн. евро) учёные пытаются представить наборы знаний в формате, подходящем для обработки в сетях, объединяющих интеллектуальные решатели логических задач. Для этого будет задействован язык описания проблем UPML. На базе концепции искусственных клеток, более простых по устройству, нежели живые, специалисты проекта PACE (8,1 млн. евро) выработают схему эволюционного развития сложных информационных систем и затем займутся моделированием химических реакций и других непрерывных физических процессов.

Предчувствующие алгоритмы, моделирующие интуицию человека и способные предсказывать вероятное развитие ситуации по отмечаемым событиям (PALCOM, 11,14 млн. евро), актуальны для задач автоматического управления автомобилем и другой техникой. Исследованием процессов обучения и эффекта вдохновения в разных культурах, а также выработкой технологий, стимулирующих творчество, занимаются в проекте ATELIER (2,77 млн. евро). А разработкой формальных методов лечения различных групп больных и созданием программных “врачей-консультантов” — в проекте PROTOCURE (1,67 млн. евро).

Участники METIS II (1 млн. евро) намерены создать технологию автоматического конструирования программ-переводчиков с произвольных языков, базирующуюся на статистическом анализе текстов. Учёные обещают преодолеть типичный для современных трансляторов барьер отдельной фразы и перейти к переводу с учётом смысла абзаца и больших частей материала, для чего моделируются процессы литературной обработки текста.

Искусственная жизнь

Возможности живого мира, даже простейших его представителей, постоянно привлекают внимание кибернетиков. Новая модель биологического понимания окружающей среды, базирующаяся на байесовских и вероятностных сетях (проект BIBA, 1,6 млн. евро), позволит выработать новые адаптационные схемы поведения искусственных устройств в реальности, приблизив соответствие их поступков нормам обычной человеческой жизни. К этой же теме относятся работы LEURRE (1,5 млн. евро) по управлению искусственной жизнью в смешанных социальных сообществах. От первых экспериментов по совместному проживанию тараканов и роботов-насекомых учёные собираются перейти к проверке коллективной жизни домашних животных и роботов-собачек, а далее уже заняться людьми и андроидами. Не остались без внимания бдительных заказчиков и вопросы взаимодействия и слияния с человечеством новых искусственных интеллектуальных систем, которые со временем научатся формировать собственное понимание структуры общества на Земле и прикладывать усилия к его изменению в своих интересах (проект NEW TIES, 1,55 млн. евро).

Изучением и моделированием отдельных животных занимается немало европейских центров. В рамках проекта AMOUSE (2,51 млн. евро) на базе исследований нервной системы крыс создается искусственная мышь, способная к визуальному и кинестетическому восприятию. Она сможет распознавать окружающие объекты и запоминать структуру мира, а для навигации у неё есть искусственные усики. Органы навигации летучей мыши моделируют учёные проекта CIRCE (2,14 млн. евро). Способы реагирования насекомых (кузнечиков, сверчков) на воздушные угрозы воплотятся в микроэлектромеханических датчиках по результатам проекта CICADA (3,07 млн. евро).

Новые виды компьютерных архитектур, включающие встроенные технологии защиты от вирусов, сбоев и ошибок, будут основаны на модели иммунной системы живых существ, различающей свой и чужой код (собственные клетки или чужеродные бактерии и вирусы). Исследователи этого направления (проект IMCOMP, 1,5 млн. евро) рассчитывают в итоге создать надежные чипы для задач распознавания, раскопки данных, автоматического обучения, классификации и самовосстановления сложных систем.

Робототехника

Приближение управляющей архитектуры робота к человеческой должно быть достигнуто в проекте PALOMA (1,4 млн. евро). Искусственный аппарат, оборудованный набором нейронных сетей, будет эволюционно развиваться, переходя от простого стимульно-реактивного поведения к сложным действиям с формированием множества промежуточных уровней управления. К работам привлечены как инженеры, так и нейрофизиологи.

Робот, развивающийся в среде людей и способный к самообучению и приобретению незнакомых навыков, готовится и в проекте COGNIRON (8,03 млн. евро). Схожие “живые”, интеллектуально растущие и развивающиеся объекты создаются в проекте SIGNAL (1,45 млн. евро). Как и реальные биологические существа, SIGNAL-создания исходно будут обладать набором возможностей (предопределенным виртуальным “генотипом”), но затем в процессе обучения накопят собственный опыт и смогут достичь зрелости развития. К проекту привлечены специалисты по эволюционной теории и нейроинформатике, психологии обучения и лингвистике. По результатам SIGNAL также будет построен автономный робот с набором предопределённых инстинктов, способный исследовать как окружающее, так и самоё себя. Для этого в аппарат будет встроена самообучающаяся система, основанная на модели естественного языка как базовой схемы описания внутреннего и внешнего мира.

Учиться различным навыкам в реальном времени смогут и роботы из проекта SPIKEFORCE (3,39 млн. евро). Каждый аппарат снабжается набором нейронных сетей, в каждой из которых насчитывается около 1 млн. нейронов, и эти сети сумеют одновременно и без взаимных конфликтов выделять и обрабатывать различные классы информации, обобщая затем результаты, — точно так же, как это делает человек, одновременно интегрируя визуальную, слуховую и другие виды информации.
Средства быстрого прототипирования роботов готовятся в проекте HYDRA (2,28 млн. евро). Аппараты будут собираться из простых блоков и сразу станут характеризоваться высоким уровнем адаптации и самоорганизации, а также навыками самовосстановления.

Не обделены вниманием Европы и микророботы. Существующие сегодня системы управления маленькими автономными устройствами имеют существенно ограниченные возможности: пока удаётся успешно контролировать лишь десятки “малышей”, которых к тому же приходится оснащать мощной бортовой аппаратурой. Проект I-SWARM (5,06 млн. евро) позволит управлять тысячами крохотных роботов с простейшими элементами разумности, индивидуально различающихся спектром доступных действий, способностью к распознаванию и т. д. В перспективе достижения I-SWARM можно будет применять для построения нанороботов.
Оптимизация поведения крупных колоний простых микророботов выполняется и в проекте SOCIAL (2,02 млн. евро). Моделируя действия автономных агентов в крохотных структурах (например, в живой клетке), специалисты рассчитывают найти способы эффективного взаимодействия микро- и наноаппаратов и научить их, в частности, восстанавливать больные человеческие органы. SOCIAL-системы будут способны, как ожидается, автоматически генерировать архитектуры группового управления и поведения под требования конкретных задач. Исследованиями теоретических и практических аспектов самоорганизации групп роботов занимается также проект SWARM-BOTS (2,17 млн. евро).

Созданием микро- и наноманипуляторов интересуются участники проекта MICRON (2,78 млн. евро). Они учат группы из 5—10 крохотных мобильных роботов обрабатывать объекты, умещающиеся в одном кубическом сантиметре. Для этого потребуется спроектировать миниатюрные видеокамеры и средства беспроводной связи, подготовить новые технологии машинного зрения и т. д.

Микросамолеты длиной не более 8 см разрабатываются в проекте MARVEL (4,56 млн. евро). Предполагается, что они смогут брать 20 г полезной нагрузки, подниматься на 200 м, удаляться от места запуска на 500 м и находиться в воздухе 10 мин. Для управления в бортовой системе MARVEL-аппарата используются нейронные сети, организована беспроводная связь и передача видеоданных оператору.

Продолжается совершенствование систем машинного зрения. Участники проекта LOCUST (1,5 млн. евро) пытаются изобрести чипы, использующие биологические принципы распознавания объектов и концепцию внимания, и на их основе выпустить коммерческие системы безаварийного управления автомобилями, средства обеспечения безопасности работ в промышленности и т. п.

Управление ресурсами встраиваемых ОС и прикладных приложений в реальном времени автоматизируется в проекте EMBOUNDED (1,48 млн. евро). Будут созданы программы предсказания потребностей в вычислительных ресурсах и стоимости оборудования для новых мобильных аппаратов, специальные языки программирования, средства проектирования систем реального времени, технологии машинного зрения и т. д.

Нейрофизиология

Существует немало проектов FET, изучающих вопросы стыковки мозга и нервной системы человека с электронной аппаратурой. Объединением пока ещё случайных и разрозненных исследований в этой области, выработкой бионических интерфейсов с телом и мозгом занимается проект NEUROBOTICS (6,73 млн. евро). Его участники рассчитывают научиться дистанционно управлять всевозможными искусственными частями тела, которые будут не только выпускаться в носимом виде, но и тесно интегрироваться с организмом, вживляться в него. Организация связи живых нейронов и электронных устройств, создание двунаправленных каналов между мозгом и робототехническими устройствами изучаются в проектах GOLDEN BRAIN и NEUROBIT (2,73 и 3,26 млн. евро). Управлять мотором робота силой мысли оператор сможет, используя наработки MAIA (2,27 млн. евро), причём аппарат будет реагировать на команды, выдаваемые в миллисекундном режиме.

Другое

Десятки проектов FET посвящены микро- и наноэлектронике. В MOLDYNLOGIC (986 тыс. евро) разработчики пытаются создать логический вычислитель на одной молекуле, в проекте MOL SWITCH (2 млн. евро) — счётные ДНК-устройства и наномоторы для их перемещения и взаимодействия с классическими кремниевыми чипами. А протоколы для грядущих распределённых квантовых сетей, которым не подходят существующие решения, ориентированные на классические сети с другими физическими принципами работы, готовятся в проекте PROSECCO (650 тыс. евро). Особое внимание в нём уделено защите информации, для чего создаётся новая модель безопасной передачи данных по квантовым сетям.

На преодоление барьеров миниатюризации и проектирование микроантенн и микроустройств с привлечением теории фрактальной электродинамики направлен проект FRACTALCOMS (882 тыс. евро).

Заключение

Известный французский философ и социолог Жак Эллюль (его исследования легли в основу знаменитой “NETократии” Александра Барда и Яна Зодерквиста), глубоко изучивший принципы влияния новых технологий на устройство общества, сформулировал в своих работах (“Техника”, “Политическая иллюзия” и др.) ряд предпосылок, которые приводят к революционным изменениям общества. Это, полагал он, прежде всего серьезный объём фундаментальных исследований, коммерческая отдача от которых пока не ясна, и способность государства быстро перенаправлять такие исследования в новое русло. Не исключено, что европейские менеджеры FET руководствовались рекомендациями своего коллеги, так как эта научная сеть отвечает обоим положениям. Руководство FET не раз называло многие (хотя и не все) проекты и передовые области исследований высокорискованными с неясной перспективой, а их продолжительность практически всегда укладывается в два-четыре года, что позволяет быстро менять тематику работ, перебрасывая ресурсы на новые направления, чья актуальность по каким-то причинам стала неожиданно востребованной.

Национальный научный фонд США не столь поворотлив; по политическим и конъюнктурным мотивам он всё более ориентируется на оборонные исследования*, поэтому Старый Свет имеет прекрасные перспективы для перехода на базе новых ИТ на качественно новый экономический уровень, причём относительно малыми силами: суммарный бюджет программ FET не превышает и миллиарда евро.

* С большой степенью уверенности предполагаю, что системы глобального контроля и другие средства позволяют США быть в курсе результатов европейских исследований. - Прим. гл. ред.

Источник: Чем занимается европейская наука, Сергей Бобровский, PC Week №16, 10-16 мая 2005.

 


Рекламные ссылки:


ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Экономика будущего
Ведь планета, она же маленькая!
Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Яндекс.Метрика