Эволюция гуманистической идеи

Обращаясь к понятию трансгуманизма, интересно проследить эволюцию самой гуманистической идеи.

Стремление к свободе является одной из самых древних из широкого набора врожденных поведенческих программ, которыми обладают и человек, и животные. Программа единения и взаимопомощи характерна для многих стадных животных и, в особенности, гоминид. По данным археологии, неандертальцы уже обладали элементами гуманности: заботились о раненых, больных и престарелых, но распространялось это только на членов своего социума.

Существенным шагом к гуманизму было изобретение производства продуктов питания - земледелие и скотоводство, произошедшее около 10 тыс. лет назад. Выяснилось, что гораздо выгоднее не поедать тут же пойманных животных, а содержать их в неволе, откармливая, размножая и заставляя на себя работать. Так же стали поступать и с пленниками. Следующий шаг к современному гуманизму был сделан в Египте во времена Эхнатона.

Последующие шаги связаны с появлением идей и практики демократии, справедливости и равенства прав и, как следствие, развитием свободомыслия. Однако, античный гуманизм был ограничен нераспространением его на варваров. Корни иудейского, христианского и исламского гуманизма – в традициях помощи бедным и убогим. Мохаммед, обладавший определенными знаниями об иудаизме и христианстве, был одним из многочисленных богоискателей (пророков), которые пытались найти идеологию, способную сплотить разрозненные и враждовавшие между собой племена на Аравийском полуострове. От иудаизма традиционный ислам отличается отсутствием там так же, как и в христианстве, концепции богоизбранности, ограничивающей область действия иудейского гуманизма лишь кругом самих иудеев.

Другое, нетрадиционное направление ислама, известное как суфизм, где основной тезис состоит в познании Бога через любовь путем приближения к нему через самосовершенствование и аскетизм, стоит еще ближе к христианству, а во многом его даже опережает. Из него напрямую следует гуманное (братское) отношение к другим людям и свойственная индуизму и йоге толерантность. Современные суфисты, проводя фестивали единения или Танцы всеобщего мира, ставят задачу объединения не религий, а людей различных религий, включая атеистов, на основе идеи любви к ближнему или того же гуманизма.

Если сопоставить все известные варианты монотеизма, то ближе всего к язычеству стоят фундаментализм, ваххабизм и традиционный ислам, ограничивающие свободу и права человека подобно языческим запретам - табу, что несовместимо с подлинным гуманизмом. Далее можно поставить иудаизм и православие. Католическая церковь в отличие от православной уже осознала необходимость реформ, но более всего из христианства сегодня продвинут протестантизм, раскрепостивший творческий потенциал людей, создавших западную цивилизацию. Суфизм же оказывается в этой последовательности наиболее продвинутой религиозной философией, поскольку он сосредоточен не на мелочных табу, ограничивающих свободу человека, а на гуманистической идее, ближе всего подходя к современному светскому или секулярному гуманизму, в свою очередь, дополняя его практикой создания эмоциональной атмосферы единения. Для истинного суфия неважно, в какого Бога ты веруешь и веруешь ли ты в кого-либо вообще, главное - это любовь к Миру, в котором живешь и людям, раскрывающим тебе свои объятья.

Сегодняшний спектр разных направлений гуманизма стал настолько широким: существуют научный или секулярный, марксистский, демократический, экзистенциалистский и прагматический, а также разные варианты религиозного гуманизма: иудейский, христианский, мусульманский и восточные буддизм и дзен-буддизм. Поэтому сегодня трудно дать строгое определение гуманизма. Можно говорить лишь о тех чертах, которые имеют сегодня различные его направления.

Однако синергетика позволяет пойти гораздо дальше и конструктивнее, поставив вопрос о том, какое из этих направлений лучше. С точки зрения синергетики критерием этого с возможностью проверки результатов на практике является то, какой вариант гуманизма создает лучшие условия для творчества, поскольку в условиях конкуренции идей, различных сообществ и цивилизаций именно он-то и выйдет победителем. С точки зрения синергетики трансгуманизм или постгуманизм также является закономерным этапом развития идей гуманизма, применительно к постчеловеческому или постгуманистическому обществу

Косарев В.В., Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе РАН (другие статьи автора)

Конференция "Седьмой международный философско-культурологический конгресс "Динамика ценностных ориентаций в современной культуре: поиск оптимальности в экстремальных условиях"", Секция III. Культура и личность: онтологические коллизии свободы и творчества.

Ссылки

 


Рекламные ссылки:


ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Яндекс.Метрика